Нико Лапунов - человек-оркестр. В театре он умеет почти все: ставить пьесы, делать декорации, играть роли, писать сценарии и работать со светом. Разве что оркестром не управляет. В Крыму, где Нико прожил последние 13 лет, его знали как актера и режиссера Крымского академического украинского музыкального театра, режиссера арт-центра "Карман" и преподавателя.
А сейчас - как автора щемящих вышитых мультфильмов об Украине, Сенцова и оккупирован Крым. Вышивка, в которую Нико когда прятался как в волшебный мир от боли и отчаяния, постепенно стала главным делом его жизни. Недавно он открыл собственную студию и учит редким техникам вышивки.
журналисту Depo.ua Нико рассказал, что творилось с Украинским театром во время оккупации и почему он не поддался на обещания россиян и как вышиванка стала последней каплей в его решении уехать из Крыма.
В июне 2014 он переехал в Николаев, работал завлитом в академическом театре драмы и музыкальной комедии, затем - главным режиссером в театре кукол. Жил в столетней доме без отопления и водопровода, топил печку, носил воду, пек хлеб. И вышивал - все свое свободное время. В августе прошлого года Нико изложил первый свой мульт "Где я?". Это автобиография. Мало кто из вынужденных переселенцев может смотреть это видео без кома в горле.
Затем были " Вышитая молитва " и " Моя Украина "
Несколько месяцев назад он перебрался в столицу, забросил театр и полностью посвятил себя вышиванию. Снимает мультфильмы, преподает и создает авторские модели. На днях, 41-летие Олега Сенцова он выпустил свое новое видео - портрет Олега, вышитый онлайн под песню сестер Тельнюк "Мне все равно" на стихотворение Тараса Шевченко. Это первый мультфильм из серии о крымских политзаключенных.
- Знаете лично Сенцова?
- Мы не знакомы лично, я его видел только раз. Портрет хотел передать Олегу за его подругу, но мне сказали, что лучше подарить лично, когда он выйдет.
- В Крымском украинском музтеатре еще кто-то был в Украине, или вы были белой вороной?
- Была еще один человек кроме меня. При том, что это был украинский театр и там служили люди из Запорожья, Кривого Рога - из украинских городов, они там выросли, учились. Редкость.
- Это пропаганда на них так повлияла?
- Думаю, что нет - больше всех хотели на Россию те, кто был в крупных российских городах, а самой России не видели.
И кроме этого, сначала им (сотрудникам театра, - ред) почти по 40 000 рублей платили, рассказывали, что все дипломы будут действительны. Поддерживали эту эйфорию от "возвращение".
А теперь платят 15000, много дипломов признали недействительными, поувольняли людей. Вот когда я узнавал, что в тот освободили, тот пошел, очень хотелось увидеть их глаза. Ну что, докричался? Хотел Россию? Получай. Не могу сказать, что я злорадно человек, но хотелось
- Ну хорошо, все повелись на высокую зарплату и заманчивые обещания. А вы чего не повелись?
Я в то время работал в частном театре, зарплата была - дай Бог каждому. Наконец после аварии долги раздал (в 2010 году Нико сбила машина в центре Симферополя, - ред), то начал не задумываться, что есть завтра, потому что это у меня всегда было, я работал в дельфинарии летом - мы ночное шоу делали.
И я ездил по России с гастролями, видел, как там живут - 25 км от столицы и в людей газа нет, дорог нету. Цензура, обыски. Там уже тогда начинался тоталитарный режим.
Вот кто хунта.
- То есть, это у вас были чисто практические соображения?
Мне сказали - ты подумай, это все же перспектива, будешь ездить больше с гастролями, получишь большие деньги. Но я видел, что творилось в Крыму в то время как президент, большой Пу, рассказывал, что "там наших военных нет». Не знаю, оно как-то сразу ... отвращение почувствовал.
Я очень благодарен Путину за то, что у половины Украины появился гражданский стержень. До этого мы были как этот говно в проруби. Конечно, были люди разные, но я был говном в проруби. Плыл по течению. Ну люблю украинскую кухню, быт, вышивку и люблю. Ну живу в Украине и живу ...
- Когда вы перешли на украинский язык в быту?
Я знал ее, но не говорил - в принципе, как почти все крымчане. А заговорил здесь: мы встретились с Ермаковым Андреем (инженер из Луганска и известный вышивальщик, ред) и как-то так щелк и перешел на украинский. Потом познакомился с Юрием Мельничуком (мастер народной вышивки, - ред), мы пошли в музей Гончара, и я думал: "Боже, это же музей Гончара, надо так стараться!". Я до сих пор частично перевожу в голове с российской, но меньше
- Сложно было?
Сейчас уже нет. Я уже и преподаю украинский
- Вы уехали из оккупированного Крыма через три месяца после "референдума". Что-то стало последней каплей или просто собирали деньги на переезд?
Все это время я собирал вещи, действительно собирал деньги, потому что переезд - дело недешевое. Я колебался, думал, может рассосется. Я верил сначала, что придут украинские военные и предоставляют им по сусалам, выключат свет, воду, чтобы они поняли, что они без Украины. Но ничего не произошло, я видел беснования "самообороны прямо у себя под окнами". ОМОН ночевал в спортзале МВД, водили туда проституток. Такое там творилось, страшное!
А последней каплей ... 13 лет, каждое лето я ходил по городу в вышиванке, которую вышила мне бабушка и никто ничего не говорил. Это была моя летняя одежка, очень удобная.
В мае 2014 бабушка умерла, я не смог выехать к ней на похороны на материк, поэтому решил собрать у себя друзей, которые еще остались и ее так помянуть. Я пришел на рынок в этой своей вышиванке и каждый из тех людей, которые все это время меня знали, в которых я покупал каждый день, считали нужным сказать мне что-то неприятное. Мне казалось, что еще немного и мне бы напали с кулаками. По вышиванку.
Тогда я уже окончательно решил, что я здесь не останусь.
- А в Симферополе у вас была своя квартира?
Это была коммуналка, но моя. Ведомственное жилье во дворе крымскотатарского театра, там были гримерки, которые впоследствии перестроили в комнаты для артистов.
- Вы успели еще несколько месяцев пожить в оккупированном Крыму. Как за это время менялись люди?
Скажу по-русски, потому что слова не подберу - стервенелы. Они становились все более злыми, враждебными ко всему украинскому, настороженными.
- Возникают ассоциации с 1937 годом ...
Ощущение 37 года началось, когда людей начали вызывать на допросы в ФСБ. Когда Галя Джикаеву (проукраинская активистка, тогда - художественный руководитель арт-центра "Карман", - ред) вызвали по делу Сенцова, я сидел в кафе через несколько столиков и смотрел, чтобы ее никуда не забрали.
- Страшно было?
Очень страшно.
А у меня денег было только на одну чашку кофе и я 3:00 сидел ее пил, совсем "без палева". Они, те ФСБ-шники меня сразу узнали, все наши фото висели в группах АРТ-центр "Карман".
Возможно я и вышивать тогда начал сильно. И выпивать. Тогда я пил, страшное, каждый день приходя с работы - там одни ватники, дома ватники идешь домой через ОМОН - полный двор этого быдла. Вообще от той обстановки нервы были на пределе, у меня начались сильные раздражения кожи, лицо "обсыпало", волосы лезли. Врач посоветовал не нервничать (смеется)
Вышивать меня еще в детстве бабушка научила. Я что-то делал для оформления костюмов, потом мне захотелось вышиванку, я ее сделал. Многие вышивать начал в 2010 году, меня сбила машина и почти два года я лежал. Чтобы не сойти с ума, взялся за рукоделие.
Работы Нико в разных техниках
- И потом погрузились в это дело после переезда, в Николаеве
Да, я не знал, куда себя деть. Вышивал аксессуары для представлений, директору пиджак новогодний, для конферанса, вышиванку для внучки одного актера и режиссера - он знал, что умирает и заказал внучке рубашку на память о себе. Салфетки, новогодние подарки. Оно мне выжить помогло, и заработать какие-то средства, потому что их не хватало всегда.
Хотя я не очень люблю вышивать на заказ и согласен только если человек мне нравится и дает волю для творческого пространства.
- Сколько у вас вышиванок?
Одна осталась, старая, в которой я еще в Крыму гулял. Другие племянникам раздал им надо.
- А эта мода на вышито, это, по вашему мнению, просто мода или пробуждения украинской национальной идентичности?
Эта мода - в Китае наши. Кто-то хочет, чтобы оно хоть более-менее походило на идентичное. Но большая часть все равно носит том, что сейчас носят все.
- Когда украинцы перестанут носить вышиванки?
Никогда. Знаете, пусть даже сейчас и будет такое, что носят, потому что это нельзя. Со временем все равно люди начнут интересоваться значением орнаментов и китайский хлам отойдет. В аутентичной исправной рубашке ручной работы совсем по другому себя ощущаешь. Это какая-то магия и мне кажется, рубашка не исчезнет.
- То есть люди будут больше интересоваться исторической составляющей украинского костюма?
Да, и я надеюсь, что государство начнет финансировать документальные фильмы об украинском быт. Вот спроси сейчас у прохожего, как выглядел быт украинском, он не ответит. А это была целая система и о ней надо говорить так, чтобы это было не скучно, с любовью, с юмором.
Я очень мечтаю дожить до того времени, когда Украина начнет финансировать такие документальные сериалы о быт, культуру - не ту, где штаны-венчики, а настоящую. Вроде тех, что делают ВВС - люди живут так, как в конкретном веке, по тем правилам готовят еду, стирают, производят приборы для работы.
У нас есть много заброшенных поселков, там дома еще покрыто камышом - то есть где снять документальный материал. А потом можно собрать там мастеров и сделать центр эко туризма. Люди будут жить в домах, воспроизводить старинный быт. Есть много таких сумасшедших, которые согласятся и я буду первым. Я буду там жить так, как это было в 18-19 веке, возрождать украинскую вышивку так, как это было.
- Сейчас есть такая тенденция - вырезать уцелевшие части из старых рубашек и шить с ними что-то новое. То есть подъем интереса к украинской вышивки при отсутствии уважения к ней
Да, это страшная тенденция - некоторые дизайнеры берут старые вещи, режут их, пришивают к новым вещам и кичаться, что они спасли вещь. Будто дали ей второе життя.Чы покупают старинную вышивку и шастают в ней повсюду: на базар пойти, борща поесть. Хотите дать вторую жизнь - отдайте ее в музей и сделайте копию!
Раньше когда рубашка приходила в негодность, вырезали вышивку и составляли в сундук, это были схемы, по которым семья могла продолжать свой семейный орнамент.
Сейчас есть люди, которые отрисовывают схемы и выкладывают их в свободный доступ. Вот это я понимаю -видроджуваты.
- Расскажите о вашей студию. Почему, например, именно Люневильский вышивка а не какая-то из украинских техник?
Люневильский я увлекся в 2012 году - увидел такую технику в Диора и очень понравилось, захотелось научиться. Подруга из Франции подарила мне первый крючок, я заказал видеокурсы, учился и доходил до всего сам. Да, это немного дольше, но вырабатываются в процессе новые приемы.
Почему Люневильский начал заниматься - в Украине много людей, которые выкладывают национальные техники, поэтому я начал делать то, что я умею. У нас есть несколько мастеров из Люневильский вышивки, одна даже училась в Лесажа, ездила в Париж, но их курсы очень дорогие. Я беру 300 гривен за одно занятие, так сказать, демпингуют (смеется). Ознакомительный курс - 4 занятия, это 12:00, за это время мы успеваем сделать брошь. Например, такую
Работы в Люневильский технике
Еще провожу мастер-классы по викторианской вышивки, норманнской, батика. В Лондоне есть королевская школа вышивки, в Париже есть Лесаж, а у нас такого нет.
У меня есть мечта, к которой я иду благодаря моим замечательным инвесторам (они из Крыма) - создать школу, где будут преподавать все мировые техники вышивки. Там будет много света и преподавать наши украинские вышивальщики, мастера различных техник. Мы не сможем дать диплом, но научим этом большом удовлетворению - вышивать.
В августе прошлого года Нико изложил первый свой мульт "Где я?Знаете лично Сенцова?
Это пропаганда на них так повлияла?
Ну что, докричался?
Хотел Россию?
А вы чего не повелись?
То есть, это у вас были чисто практические соображения?
Когда вы перешли на украинский язык в быту?
Что-то стало последней каплей или просто собирали деньги на переезд?
А в Симферополе у вас была своя квартира?